Легенд о появлении чая – великое множество. И это неудивительно, ведь «чайная история» уходит корнями в глубокую древность, и о том времени мы можем узнавать лишь из преданий. Но, несмотря на разнообразные истории, все сходятся во мнении, что родина напитка – это Китай.
Самой популярной легендой стала, что чай подарил миру великий правитель Шень Нун (2838-2698 гг до н.э).
Однажды в жаркий полдень император отдыхал на горном склоне, разместившись под тенистыми деревьями. А рядом в котелке остывала вскипяченная вода. Сморенный жарой, Шень Нун уснул, а проснувшись, увидел в котелке несколько листочков, упавших с дерева. Получившийся настой настолько удивил правителя своим свежим и легким вкусом, ярким ароматом и бодрящим эффектом.
В составленном им «Каноне корней и трав», куда вошло 365 лекарственных средств (как дней в году) говорится: «Чай дает телу силу, уму удовлетворение, воле решительность, когда принимаем его долгое время». Придание гласит, что Шень нун изучал на себе целебные свойства растений и минералов. 72 оказались ядовиты и всякий раз правитель возвращал себе здоровье лечебным чайным отваром.
Буддийская легенда гласит о том, что чай миру подарил буддийский монах Бодхидхарма ( известный также как Дамо),основатель дзен-буддизма.
Однажды монах заснул во время медитации, а когда проснулся и осознал, что произошло, с гневом вырвал свои веки и бросил на землю. На этом
месте вырос первый чайный куст, листочки которого были покрыты нежным белым пухом, совсем как седые реснички – «бай-хао», что поз
же привело к названию «байховый».
Третья легенда гласит о том, что пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозелёного деревца – животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору.
Пастухи, удивлённые подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
До нас дошло лишь несколько документальных свидетельств возникновения чайной культуры в Китае.
Во времена династии Хань (206 г. До Н.э. -220 г н.э) напиток из чайных листьев уже вошел в активное употребление. Сохранился документ «Тун Юэ» (договор об отроке), повествующий о том, как советник Ван Бао покупает прислугу «… покупать в Уяне и варить чай, убирать утварь…»
О Том, как в древности обрабатывали чайный лист говорится в тексте эпохи Троецарствия (220-265 гг. н. э.) ГуанЯ: - « В Цзин и Ба собирают чай и делают из него блин».
Лекарственные свойства чая отмечает в «Каноне о еде» знаменитый лекарь Хуа То (25-220 гг. н.э.)
Большой вклад в чайную культуру внес Лу Юй написав «Чайный канон» в 780 г.
Это был первый систематизированный труд про историю чая, его виды, технологию изготовления и способы употребления. Большую часть жизни автор провел отшельником в горах Шаоми. Ему принадлежит фраза «Я беспокоюсь не о долгой жизни, а только о вкусе чая». В последствии, «Чайный канон» стал своего рода «чайной библией» для следующих поколений.